Презентацию этих двух книг Марины Михайловой, доктора философских наук и филолога, в которых отражены соответственно её кандидатская и докторская работы, я посетила неделю назад.

По глупости пошла без блокнота, поэтому осталось совсем немного смысла в памяти.

Молчание как наиболее адекватный ответ в ситуации "невозможного опыта". Невозможный опыт - что-то, разрывающее напополам, противоречащее всему. Как пример был приведён библейский сюжет молчания Авраама в ответ на "невыносимое веление Бога, опровергающее логику, мораль и здравый смысл". Ситауция, в которой любая речь не может ничего объяснить и передать.

Классический текст представлен современным обществом как попытка еще со школы заставить человека мыслить определённым образом, в то время как именно эти две вещи - молчание и классика, позволяют нам вновь собрать себя из разрозненных кусков, на которые разбивают нас современная жизнь и постоянные стрессы.

В нашем постоянно говорящем мире есть своя беда. Упомянутый французский автор сравнивал революцию с извержением вулкана, когда общество не может больше молчать в ответ на ложь и принижение... У нас же все могут говорить, "обсудить на кухне", как всё плохо, спустить пар - и не будет никакой революции, из-за разрешения и привычки всё обсуждать мы только больше принимаем обман.

В ситуации неловкого молчания лучшим выходом может стать продолжение молчания - это и позволение второму человеку высказаться первым при желании, и возможность не сказать неуместного. Кроме того, неловкое молчание между двумя перестаёт быть неловким, если осознать присутствие третьего.

прим. найти цитату Басё про "идти к той же вершине, что и мудрецы, но своим путем"